Скоро 1 сентября и в это время родители детей старшего дошкольного образа озадачены тем, чтобы их малыши знали, как можно больше. Считали, читали, говорили на иностранном языке…. Но взрослые забывают о психологической подготовке.
На что обратить внимание?
Важное качество для школьного обучения — воля. Именно она заставляет человека отказываться от «хочу» в угоду «надо». Также в ее задачи входит торможение нежелательного поведения. В таком случае, ребенок знает «я хочу, но нельзя». Например, это останавливает его от совершения шалостей.
Волевые качества не появляются с момента рождения. Они формируются под воздействием внешней среды. При правильной работе взрослых у ребенка развивается смелость, целеустремленность, самостоятельность и прочие черты личности.
При отсутствии волевых качеств у дошкольника отмечают лень, упрямство, несдержанность. Ругаться и браниться бесполезно — это только вызовет негативизм. Воспитание воли сложный процесс и напрямую влиять на него невозможно.
Но можно воздействовать опосредованно. В таком случае родители принимают в педагогическом процессе прямое участие. Не стоит ожидать моментальных результатов — формирование воли происходит в течении долгого времени.
Основные приемы
Прежде всего, родители обязаны стать примером. Можно на личном примере пояснять, что такое преодоление трудностей. Например, если папа решит бросить работу, то у семьи не станет денег. Или маме приходится решать разные проблемы.
Хорошо помогают истории о настоящих героях. Например, пионерах, которые в годы Великой Отечественной войны сражались наравне со взрослыми. Можно использовать разных сказочных персонажей, которые будут попадать в искусственные ситуации. Задача ребенка сказать, как поступать герою и почему именно так.
Важно давать дошкольнику возможность преодолевать трудности самому. Золотое правило воспитания: никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Например, собрать игрушки, положить вещи в шкаф или заправить постель.
Важно воспитывать нравственные установки. Например, ребенка учат не только оценивать поступки как плохие и хорошие, но и прогнозировать их последствия. Например, если кота дернуть за хвост, то ему будет больно и неприятно. Поэтому нельзя так делать.
Разные игры позволяют дошкольнику уяснить правила. Подойдут как настольные (лото, шашки, «бродилки»), так и подвижные. Чем чаще малыш участвует в такой деятельности, тем быстрее он усвоит понимание чужих границ.
С малых лет ребенка приучают к режиму дня. После пробуждения он должен идти мыться, чистить зубы, одеваться и т.п. Сначала это проходит под контролем взрослого, но постепенно он снижается. Важно воспитывать у дошкольника потребность в соблюдении ритуалов.
Ключевой момент выработки волевых качеств — обещал? Сделай. Поэтому родителям стоит ответственно относится к своим словам. Иначе они потеряют авторитет в глазах ребенка.